< Back      Конференция 2006       Next>

horizontal rule

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ, УРОВНЯ ПОСТОЯННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОЛОВНОГО МОЗГА В РАННЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Н.С. Галкина, А.И. Боравова

ГУ НИИ мозга РАМН

 

Известно, что значительная роль в процессе психической и поведенческой адаптации человека в меняющихся условиях внешней среды принадлежит эмоциональной сфере.    Механизмы мотивационного внимания   функционируют одновременно как своего рода и фильтр восприятия, и ворота для тех или иных воспоминаний, способностей и убеждений.   Психофизиологические характеристики  перцептивно - когнитивных функций мозга,   выступающие в роли связанного с нашим вниманием фильтра, определяющего осознание значимых сигналов,  поступающей информации и выбор стратегии выполнения той или иной задачи, ассоциируются с активностью регуляторных систем мозга и межполушарными  асимметриями [1,3].  В многочисленных исследованиях межполушарная асимметрия мозга  является индикатором изучения психофизиологических  механизмов индивидуальной вариабельности, определяющих функциональное состояние человека [9]. Предполагается, что взаимодействие механизмов межполушарной асимметрии может составлять основу   обеспечения внимания и когнитивных процессов. По мнению Е. И. Николаевой [5] правополушарные функции обеспечивают целостное (или фоновое) восприятие и переработку информации, приходящей извне или из организма, левополушарные функции – восприятие и переработку локальных (выделенных, обособленных) факторов.    Автор считает, что в каждом полушарии имеется своя неосознаваемая оценка эмоциональной значимости слов, и в зависимости от состояния организма правополушарная в отличие от левополушарной меняется при смене мотивации и эмоционального статуса организма [5].  Существует представление, что  правое полушарие отвечает за гомеостаз организма, обеспечивая биологическую адаптацию, а левое полушарие отвечает за  социальную адаптацию человека ([6] цит. по [4]).

В настоящей работе проанализированы межполушарные  отношения    по межполушарной разности уровня постоянного потенциала (УПП) головного мозга височных областей у праворуких  школьников 12-14-летнего возраста в ситуации спокойного бодрствования. УПП головного мозга как интегративный показатель, отражающий потенциалы  гематоэнцефалического барьера и сосудистые потенциалы головы, которые в свою очередь зависят от pH  оттекающей от мозга крови, связанного с интенсивностью энергетического метаболизма, что позволяет  определять наиболее стабильные во времени характеристики гомеостаза мозга. В отличие от других нейрофизиологических показателей деятельности мозга, таких как ЭЭГ и ВП, УПП менее чувствителен к сенсорной афферентации и является индикатором  регуляции механизмов мотивационного внимания и эмоциональной активации [7,8,2].

Методика

Межполушарные соотношения УПП височных областей, зарегистрированные  у 127    школьников 12-14-летнего возраста в ситуации спокойного бодрствования,   были проанализированы относительно    зависимости  индивидуально - психологического состояния учащихся на момент обследования от стороны преобладания УПП   как  нейрофизиологического  показателя  церебрального гомеостаза.   Для определения психо-эмоционального состояния    применяли   тест цветовых предпочтений Люшера и шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера.  Всем измеряли   артериальное давление и ЧСС. Известно, что использованные тесты,   базирующиеся  соответственно на невербальной  и вербальной  интерпретации    переживаний,  затрагивают     бессознательные  и сознательные психические процессы, функционально распределенные между правым  и левым  полушариями мозга.   Тест на тревожность Спилбергера, составленный с опорой на  логическую переработку чувственных впечатлений,  адресуется к левому  полушарию. Тогда как тест Люшера, основанный на цветопредпочтении и позволяющий опосредованно определить преобладающий стиль переживания, актуальное состояние, степень вовлеченности личности в стресс, скорее отражает заинтересованность правого полушария.

Результаты

Анализ межполушарных различий у учащихся 12-14-летнего возраста общеобразовательной школы по УПП височных областей    показал отсутствие достоверных возрастных сдвигов средних групповых значений межполушарных различий (Td Ts). Вместе с тем, индивидуальные значения межполушарной разности УПП в Td Ts   могли иметь различную направленность   латерального перераспределения  активности. Распределение правого и левого преобладания составило  соответственно у мальчиков 60 и 40%, у девочек – 49 и 51% случаев. Межполушарное преобладание исходно рассматривалось   независимо от величины разности УПП как правостороннее при Td>Ts и как левостороннее при Td<Ts. Различие средних групповых значений УПП по Td Ts  между этими двумя группами с учетом факторов пола и возраста характеризовалось высоким уровнем достоверности.

При сопоставлении средних групповых значений УПП   левой и правой височных областей отдельно в подгруппах с левой или правой направленностью по TdTs было  установлено, что   возрастное изменение активности  Td и  Ts областей при единообразии динамики, как у девочек,   так и у мальчиков,   характеризуется различным рисунком у лево- и правополушарных испытуемых.     Выявлена   определенная специфика становления УПП в раннем подростком возрасте что, прежде всего, сопряжено с  наличием  общего для мальчиков  и   девочек   периода перестройки межполушарных отношений на возрастном отрезке 12-13 лет.   На этом этапе  у мальчиков   с левосторонней направленностью межполушарных отношений (Td<Ts) среднегрупповой  уровень УПП височных областей нарастает. Тогда как у девочек     с правосторонней направленностью межполушарных отношений (Td>Ts)     активность данных областей снижается.    Отмеченные тенденции возрастной динамики УПП наблюдаются и в Td, и в Ts областях.  Проведенный  дисперсионный анализ по факторам  возраст, пол и направленность межполушарных  отношений позволил выявить ведущую роль левого полушария в формировании межполушарных различий на возрастном этапе 12-14 лет.   Полученные результаты свидетельствуют о  значимости 13 - летнего  возраста в становлении активности височных областей как рубежа, на котором   УПП  в пределах групп  с разной направленностью межполушарных отношений между   мальчиками  и девочками сближаются.

            Корреляционный анализ, проведенный в пределах возрастных  подгрупп, разделенных по полу и по межполушарному сдвигу УПП в Td-Ts отведениях, обнаружил высокие  уровни корреляции      УПП   височных областей  с количественными показателями  выше указанных психометрических тестов. Наиболее тесные связи найдены у мальчиков.    Так, у 12 – летних мальчиков, левополушарных по УПП (Td<Ts),  наблюдается   зависимость между межполушарной разностью УПП   височны�� областей с такими показателями теста Люшера  как     фактор  отклонения от аутогенной нормы (r= 0,92, p<0,008) и   фактор  работоспособности (r= -0,84, p<0,03). Установленная высокая положительная корреляция отражает связь  между соотношением активности височных областей со сдвигом влево   и  уровнем общей напряженности. В данной подгруппе испытуемых уменьшение асимметрии за счет снижения активности левой височной области и параллельного увеличения активности правой височной области ведет к повышению вероятности стрессового состояния и снижению работоспособности. У 12-летних мальчиков, правополушарных по УПП (Td>Ts),  отмечается достоверная   корреляция (r=0,58, p<0,037) между межполушарной разностью УПП   височных областей и уровнем   личностной тревожности теста  Ч. Спилбергера.   Степень осознания происходящего и отражение в сознании стресса повышается при смещении асимметрии по УПП в Td-Ts  вправо за счет увеличения активности правой височной области.  В подгруппе   13-летних мальчиков, левополушарных по УПП,  найдена прямая связь межполушарной разности УПП   височных областей с фактором тревожности теста Люшера (r=0,54, p<0,04). При этом   прослеживается положительная корреляция данного показателя с активностью  локально правой височной области.  У подростков мужского пола 13-летнего возраста и правополушарных по УПП     активность локально правой височной области помимо других показателей теста связана и с   фактором тревожности, но со знаком минус (r= -0,56).  В тоже время межполушарная разность УПП по Td-Ts   обнаруживает связь лишь с вегетативным показателем теста Люшера (r=0,56, p<0,038), что указывает на прямую зависимость смещения вегетативного баланса личности в сторону  эрготропных тенденций готовности тратить энергию от правополушарного  сдвига УПП в Td-Ts.

            Что касается девочек, то только в подгруппе левополушарных 13-тилетнего возраста  межполушарная разность УПП по Td-Ts коррелировала   с фактором отклонения от аутогенной нормы теста Люшера  (r=0,52, p<0,046).   Примечательно, что в этой подгруппе испытуемых показатели теста Люшера были также достоверно связаны с активностью   левой височной области (r=-0,63, p<0,04), что указывает на большую значимость активности левой височной области в образовании выявившейся взаимосвязи.

            Заключение

Подводя итог, следует подчеркнуть важность   латерализации    межполушарной активности  мозга, возраста и пола подростка, как неотъемлимых факторов, определяющих   особенности эмоционально-личностного реагирования.  Показатели психоэмоционального состояния   12- 13-тилетних подростков, особенно у мальчиков, тесно связаны с межполушарной разностью УПП. В зависимости от стороны преобладания активности, со значимым вкладом активности   обоих полушарий мозга  как  у 12-тилетних подростков, или преимущественным влиянием одного из них как у 13-тилетних испытуемых,   выявляется связь УПП  с   ведущими проявлениями внутриличностных конфликтов.  Полученные данные демонстрируют зависимость отдельных проявлений непосредственных, непроизвольно-аффективных и осознаваемых характеристик мотивационно-эмоциональной    активности  подростков разного возраста и пола   от межполушарных отношений.  Вместе с тем, баланс межполушарного взаимодействия, спроецированный на показатели вовлеченности личности в стресс  обследованных мальчиков раннего подросткового возраста независимо от стороны преобладания УПП височных областей, в большей мере определяется активностью правой височной области.

 

Список литературы

1.  Л.И. Афтанас, Л.Н. Савотина, А.С. Закамалдин, Н.В. Рева. Корковые механизмы мотивационного внимания при восприятии эмоциональных стимулов у человека. // Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии.  Том 12 «Системный подход в физиологии».  - 2004. - М. – С. 62 - 77.

2. Н.Г. Городенский. Динамика межполушарных отношений и мотивация целенаправленного поведения у детей старшего дошкольного возраста. // Автореферат дисс.канд.биол.наук.- М. -2005.- 28 с.

3. А.М. Иваницкий. Физиологические механизмы сознания. // Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии.  Том 12 «Системный подход в физиологии».  - 2004. - М. – С. 78 -89.

4. В.П. Леутин,  Е.И. Николаева. Функциональная  асимметрия мозга: мифы и действительность.   СПб.:  Речь. -  2005. – 368 с.

5. Е.И. Николаева. Адаптивное значение функциональной асимметрии мозга.  // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. – М.: НИИ мозга РАМН. – 2003. – С.187 -192.

6. В.С. Ротенберг,  В.В. Аршавский.  Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984, 192 с.

7. В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева. Энергетическая физиология мозга.: Антидор.- 2003. – 288 с.

8. В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева. Стабильность и изменчивость функциональной асимметрии мозга. //   Структурно-функциональные и нейрохимические закономерности асимметрии и пластичности мозга. – Сб. статей Всероссийской научной конференции 27-28 октября 2005 г. -  М. – 2005. - С.290-296.

9. Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. – М: Научный мир, 2004. – 728 с.

horizontal rule

< Back      Конференция 2006       Next>

Hosted by uCoz