< Back      Конференция 2006       Next>

horizontal rule

АСИММЕТРИЯ ПРИ ЗРИТЕЛЬНОМ ВООБРАЖЕНИИ

 Р.Г. Кожедуб, Н.Е. Свидерская, Г.В. Таратынова  

Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Москва, Россия, e-mail: sviderskaya@ihna.ru

 

Асимметрия является одной из главных психофизиологических идей, связанных с проблемой “творчество и мозг” [3, 4]. При изучении такой формы творческой деятельности как мысленное воображение, ранее [1] показано, что разные его типы характеризуются  дифференцированным характером сопряженного функционирования корковых областей головного мозга, выявленным по изменениям средних значений множественной энтропии и коэффициентов корреляции между биопотенциалами. Главной отличительной особенностью воссоздающего и творческого типов воображения было проявление сопряженности между областями, расположенными по диагоналям, условно нами названными “когнитивной” (левая передняя и правая задняя области) и “творческой” (правая передняя и левая задняя). При первом типе воображения создаются образы, относящиеся к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений, а втором - образы, характеризующиеся новизной, оригинальностью, уникальностью. Представлялось необходимым описать особенности воссоздающего и творческого типов воображения по изменениям когерентности в традиционных частотных диапазонах, оценивая степень оригинальности созданного в воображении мысленного образа по его воспроизведению субъектом в виде рисунка с названием.

            У 23 студентов факультета художественной графики регистрировали ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования и во время мысленного создания зрительных образов из простых графических элементов (прямых углов и диагональных линий) по методу “наглядного синтезирования творческого продукта” [5]. Нанесенные на бумагу образы с названиями были разделены экспертами на две категории - стандартные и оригинальные. В соответствии с этой оценкой были организованы две группы экспериментальных данных, для которых были подсчитаны средние числа изменившихся по отношению к фону когерентных связей в частотных диапазонах дельта, тета, альфа 1, 2, бета 1, 2; подсчет проведен раздельно для случаев с увеличением и снижением когерентности и четырех корковых квадрантах. Уровень достоверных сопряженных изменений когерентности между шестью парами, составленными из четырех корковых областей, определяли с помощью метода построения корреляционных матриц.

            Сравнительный анализ данных показал, что процесс мысленного создания образов характеризуется индивидуальным пространственным распределением когерентных связей во всех частотных диапазонах. На рис. 1 даны примеры распределения этих связей в двух (низкочастотном поддиапазоне альфа и высокочастотном бета) диапазонах с правосторонним их преобладанием. Можно видеть, что процесс мысленного создания стандартного образа отличается от процесса формирования оригинального характером когерентных связей и их числом по диагоналям.

 

Рис. 1. Дифференцированный характер когерентных связей при создании стандартных (А) и оригинальных (Б) образов. Точки внутри контура головы схема расположения 24 электродов. Прерывистые линии обозначают связи при уменьшении когерентности, сплошные линии – при ее увеличении. Цифры под контурами – число связей, расположенных по “когнитивной” и“творческой” (в скобках) диагоналям.

 

В таблицах приведены суммарные данные по изменению когерентных связей при увеличении (табл. 1) и снижении (табл. 2) когерентности в процессе создания стандартных и оригинальных (в скобках) образов в четырех корковых квадрантах. По данным, представленным в первой таблице можно видеть, что практически во всех частотных диапазонах число когерентных связей в четырех корковых квадрантах было большим при создании оригинального образа, чем стандартного. В диапазоне альфа-1 в правом верхнем квадранте различие было достоверным (при p < 0,05). В диапазонах дельта, тета, альфа 1 и бета 1 достоверные различия выявлены по средним числам во всех четырех квадрантах. По данным, представленным во второй таблице, различие было достоверным в диапазоне альфа-2 в левом нижнем квадранте, в котором число когерентных связей было меньшим при создании оригинального образа, чем стандартного. В диапазонах альфа 2 и бета 2 достоверные различия выявлены по средним числам в четырех квадрантах. По связям с увеличением когерентности во всех диапазонах при создании обоих образов выявлена достоверная (при p < 0,05) асимметрия с правосторонним ее преобладанием, которая при формировании оригинального образа проявилась по “творческой” диагонали.

 

Таблица 1.

Разница в средних числах связей с увеличением когерентности при создании стандартных и оригинальных (в скобках) образов

 

№ квадранта

 

         Ритм

 

 

Дельта

 

 

����ета

 

 

Альфа-1

 

 

Альфа-2

 

 

Бета-1

 

 

Бета-2

 1

7.49±1.68

(8.30±2.64)

3.08±0.83 (4.03±1.15)

2.10±0.98

(5.53±2.35)

12.97±3.36

(19.13±6.15)

5.61±2.08 (9.86±3.01)

16.18±3.86 (16.00±4.16)

 2

8.97±1.91

(13.73±3.90)

3.34±0.80  (6.66±1.76)

2.71±0.98 (6.60±2.70)*

15.33±3.78 (15.77±4.90)

6.46±2.25 (11.54±3.39)

17.02±4.22 (18.00±5.69)

 3

6.09±1.24 (9.33±2.67)

3.36±0.80 (6.00±1.75)

4.48±1.75 (6.37±2.06)

10.28±2.45 (11.07±2.73)

5.28 ±1.57

(9.25±3.14)

14.87±3.96 (13.04±3.59)

 4

7.28±1.44

(12.50±3.85)

5.65±1.54

(7.79±2.32)

6.23±2.21

(6.37±1.65)

5.59±1.26

(9.70±2.73)

6.85±2.67 (9.71±3.51)

15.43±4.19 (15.68±4.60)

 

Примечание. 1, 2 -передние левый и правый квадранты, 3, 4 - задние левый и правый.

* - p < 0,05

Таблица 2.

Разница в средних числах связей с уменьшением когерентности при создании стандартных и оригинальных (в скобках) образов

 

№ квадранта

 

Ритм

 

 

Дельта

 

 

Тета

 

 

Альфа-1

 

 

Альфа-2

 

 

Бета-1

 

 

Бета-2

 1

14.77±1.68

(16.47±3.05)

12.26±1.42 (15.21±2.33)

22.15±3.33

(29.23±5.87)

16.69±3.39

(10.97±2.66)

15.13±1.61 (13.71±2.20)

17.83±2.85 (10.11±1.87)

 2

14.43±1.90

(13.40±2.40)

10.84±1.46 (10.14±1.90)

24.07±3.68 (27.67±5.46)

17.56±3.46 (11.50±2.71)

15.84±1.96 (17.93±3.14)

20.12±2.99 (14.18±2.84)

 3

15.05±2.26 (12.43±2.03)

11.65±1.68

(12.35±1.90)

12.87±2.35 (16.03±3.50)

17.64±2.70 (8.63±1.62)*

11.10±1.49

(11.89±2.44)

16.55±2.72 (12.68±3.26)

 4

15.79±2.23

(12.43±1.98)

10.74±1.71

(11.48±2.87)

13.34±2.48

(18.13±3.36)

15.89±2.83

(11.83±2.30)

11.46±1.75 (14.32±2.60)

18.20±3.42 (13.29±2.51)

 

 

На рис. 2 можно видеть, что по суммарным данным сопряженные изменения когерентности в диапазонах  альфа 1 и  бета 2  выявлены  по  обеим   диагоналям  при  создании

Подпись:           
                                                                             Рис. 2. Схематическое представление
                                                                              сопряженности при зрительном 
                                                                              воображении в разных частотных 
                                                                              диапазонах. Сплошные тонкие и 
                                                                              толстые линии – сопряженность в
                                                                              процессе создания соответственно 
                                                                              стандартного и оригинального образов 
                                                                              при увеличении когерентности, 
                                                                              пунктирные тонкие и толстые линии –
                                                                              связи при ее снижении. Остальные 
                                                                              обозначения те же, что на рис. 1.
 
.
Подпись:                                                                                Рис. 2. Схематическое представление
                                                                               межполушарной сопряженности при 
                                                                               зрительном воображении в разных 
                                                                              частотных диапазонах. Сплошные 
                                                                              тонкие и толстые линии - 
                                                                              корреляционные связи при создании
                                                                              соответственно стандартного и
                                                                             оригинального образов при увеличении
                                                                              когерентности, пунктирные тонкие и
                                                                              толстые линии - связи при ее снижении.

обоих видов образов. Однако по “творческой” диагонали они дополнительно выявлены в диапазонах дельта и альфа 2. Сопряженные изменения по “творческой” диагонали в трех диапазонах (дельта, альфа 1 и бета 2) выявлены при увеличении когерентности и в двух поддиапазонах альфа при ее уменьшении. Эти изменения по “когнитивной” диагонали выявлены в одном диапазоне (альфа 1) при уменьшении когерентности и в одном (бета 2) при ее увеличении. Сопряженные изменения когерентности между симметрично расположенными задними корковыми областями выявлены в двух диапазонах (дельта и альфа 2) при ее увеличении и между передними - в трех диапазонах (тета, альфа 2 и бета 2), в первом из которых она увеличивалась, а двух других у��еньшалась.

 

        

Рис. 2. Схематическое представление сопряженного функционирования корковых областей при зрительном воображении, выявленное по изменениям когерентности  в разных частотных  диапазонах. Сплошные линии обозначают сопряженность при увеличении когерентности, пунктирные - при снижении, толстые линии -  более  выраженные изменения при создании оригинального образа, тонкие линии– стандартного.  4444 стандартного. Остальные обозначения те же, что на рис. 1. те же, что на рис. 1.

 

Полученные данные указывают на дифференцированный характер межполушарного взаимодействия при воссоздающем и творческом типах зрительного воображения, что определяется соотношением лево- и правополушарной стратегий обработки информации. В большем числе случаев взаимодействие происходит между корковыми областями, расположенными по “творческой” диагонали, чем “когнитивной”. Для степени проявления оригинальности образа особое значение имеют сопряженные изменения в диапазонах дельта и альфа 1. В целом, полученные результаты согласуются с ранее полученными [1, 2], позволившими высказать предположение о проявлении при творчестве радиальной симметрии и асимметрии, связанной с механизмами гемодинамики, что косвенно подтверждается данными, приведенными  в  ряде работ [6, 7].

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кожедуб Р.Г., Свидерская Н.Е., Таратынова Г.В. Пространственная организация биопотенциалов и оригинальность зрительных образов // Ж. высш. нерв. деят. 2006. Т. 56. № 4. С. 437-446.

2. Павлова Л.П., Романенко А.Ф. Системный  подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Наука. 1988. 214 с.

3. Ротенберг В.С. Две стороны одного мозга и творчество. В сб.: Интуиция, логика, творчество. Под ред. М.И.Панова. М.: Наука. 1987. С. 36-54.

4. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. М.:Институт психологии РАН. 1998. 95 с.

5. Таратынова Г.В., Подклетнова И.М. Типы вегетативных реакций человека при решении задач на творческое воображение // Физиология человека 1990 Т 16 № 3 С 20-28.

6. Magara F, Welker E, Wolfer DP, Drescher-Lindh I, Lipp HP. Increased asymmetries in 2-deoxyglucose uptake in the brain of freely moving congenitally acallosal mice. Neuroscience. 1998. V. 87. № 1. P. 243-254.

7. Sing KD, Barnes GR, Hillebrand A et al Task-related changes in cortical synchronization are spatially coincident with the hemodynamic response // NeuroImage. 2002. V 16. № 1. P. 103-109.

horizontal rule

< Back      Конференция 2006       Next>

Hosted by uCoz